Друзья, что для нас, PC-геймеров, является самым важным? Естественно, после видеокарты и мозга. Конечно — мышь. И во время игры, и в работе, и даже конкретно в этот момент вы держите ее в своей руке. Но знаете ли вы, каким образом она заняла место на наших столах? Нет? Что ж, у вас есть возможность узнать это прямо сейчас.
Мыши делятся на два вида:
1) Мышь: Царство – животные, Тип – хордовые, Класс – млекопитающие, Инфракласс– плацентарные, Отряд –Грызуны, Подотряд – мышеобразные. Подразделяется на 2 подсемейства и 80 родов. Но о них говорить в рамках данного ресурса нецелесообразно.
2) Мышь: компьютерный манипулятор, преобразующий механические движения в движение курсора на экране. О нем мы и поговорим.
История компьютерной мыши длинная и интересная.
В начале 50-х годов ХХ века ВМФ Канады сделал заказ на новые компьютеризированные радары, которые обладали одним из первых графических интерфейсов. Для них уже тогда была крайне необходима система позиционирования курсора.
Разработчики подумали, потом еще раз подумали и решили использовать для этой благородной цели шар с гладкой поверхностью.
Таким образом, увидел свет трекбол, одно из первых интересующих нас изобретений.
После окончания проекта, военные так и не нашли никакого другого использования для трекбола, в связи с чем о нем на несколько лет забыли. В связи с секретностью проекта, разработчики даже не запатентовали технологию. И пока трекбол несколько лет пылится на полках истории, временно вернемся к нашим мышам.
Официально считается (а оно так и есть), что компьютерную мышь изобрел Даг Энгельбарт. Его карьера началась в 1948 году после окончания Университета штата Орегон в из лабораторий, которая позже вошла в состав NASA. Именно там до 1955 року он занимался радарными системами, прежде всего – системами отображения информации. Тогда изображение на экран выводилось без цифровой обработки.
Именно тогда Энгельбарту пришлось столкнуться с суровой реальностью жизни. Идеи талантливого ученого и инженера, что на десятилетия опередили свое время, для остальных были непонятными. Даг Энгельбарт пытался объяснить свои взгляды на компьютер в разных инстанциях, но везде ему отказывали. Он дошел к самому Дэвиду Паккарду (основателю компании Hewlett-Packard), но даже тот не нашел пользу в идеях Энгельбарта.
Ему оставалось лишь одно – найти деньги для открытия собственной лаборатории. Под названием Augmentation Research Centre в исследовательском институте Stanford Research Institute. Исследователи сделали анализ возможностей манипуляторов и определили необходимые параметры устройства, которое тогда еще не существовало. Именно оно и сталь мышью.
Первый экземпляр такого манипулятора был создан инженером Биллом Инглишом, а программы к нему писал Джефф Рулифсон. Это была обычная деревянная коробка с двумя дисками и большой красной кнопкой сверху. Изначально шнур располагался спереди, но его быстро перенесли назад, чтобы не путался и не мешал. Эту мышь невозможно было передвигать по диагонали - только по вертикали и горизонтали.
А сам Даг Энгельбарт назвал свое устройство X-Y Position Indicator for a Display System (индикатор позиции X-Y для дисплейной системы). Собственно, слово «мышь» появилось спонтанно (як утверждает сам Энгельбарт – из-за шнура, погожего на мышиный хвост) и сразу вошло в речь.
Конечно, никто сразу не бросился везде использовать новое изобретение. Работы продолжались.
В 1966 году под эгидой NASA была разработана серия испытаний для манипуляторов.. Например, компьютер случайно генерировал точку на экране, а курсор бросал в другое место. Оператор должен соединить точку и курсор. Замерялось время, необходимое для этой операции. В тестировании участвовали световые указатели, джойстики и другие подобные устройства. Но у мыши не было конкурентов. При использовании светового указателя нужно было много время, чтобы взять его в руку, поднести к экрану и положить на место. Джойстики же не давали необходимой точности.
Хоть мышь и показала лучшие результаты, NASA потеряла к ней интерес, ведь в невесомости ее использование было невозможным.
Позже разработка Энгельбарта попала в «обьятия» компании Xerox. Именно там она получила практически современный вид. Два диска Энгельбарта заменили на шарик, так что мышь стала похожа на трекбол. Компания Xerox впервые сделала мышь частью персонального компьютера Xerox Alto в начале 70-х.
В 1979 году компания Xerox ознакомила компанию Apple с некоторыми своими разработками, в том числе и мышью. Вскоре Apple начали использовать мышь с компьютерами Apple Lisa и Apple Macintosh. Стендфордский Исследовательский Институт (место работы команды Энгельбарта) продал лицензию на мышь именно Apple – всего за $40 000, не понимая революционности и коммерческой ценности изобретения.
Тогда разработчики сделали конструкцию разборной, что дало возможность вынимать шарик и чистить мышь изнутри. В результате в 1983 году на ринке появился Apple Lisa — первый компьютер с оконным интерфейсом, а его мышь стала первой мышью, доступной рядовым пользователям.
А сейчас остановимся на внутренней конструкции подопытной.
Во время существования, мышь претерпела много испытаний, экспериментов и изменений. Изначально два диска заменили шариком, который крутил два валика, связанные с дисками, на которых были токопроводящие участки. Этих участков на дисках касались щетки. Когда токопроводящие участки замыкались, курсор двигался, иначе — стоял на месте. Но такая конструкция была ненадежной. Токопроводящие участки быстро загрязнялись, щетки постепенно стирались.
Потому следующим шагом стало создание оптомеханической мыши.
В оптомеханической мыши на дисках есть прорези и зубчатые колеса. С одной стороны находится световой диод, с другой – фотоприемник. Когда между диодом и приемником нет зубца, и свет проходит свободно – есть контакт, курсор двигается. Иначе – нет.
Позже уже были разработаны оптические и лазерные мыши, которые имеют несколько иной принцип действия. В нижней части мыши установлен специальный светодиод, который подсвечивает поверхность, по которой перемещается мышь. Миниатюрная камера «фотографирует» поверхность более тысячи раз в секунду, передавая эти данные процессору, который и делает выводы об изменении координат.
Но, именно благодаря разработке Энгельбарта, мы каждый день сжимаем в руке нашего хвостатого друга.
Казалось бы, изобретение мыши должно было сделать Энгельбарта миллиардером. Но славу он получил лишь спустя 30 лет после ее изобретения. Он запатентовал не саму идею манипулятора, а только механизм считывания данных с помощью двух колес, от которого вскоре отошли.
Признание авторства Энгельбарта состоялось только в 1998 году, когда ему присудили премию Lemelson–MIT Prize $500 000. Она была учреждена для награждения за выдающиеся изобретения. Кроме того, ассоциация Association for Computing Machinery присудила ему премию Алана Тюринга в размере $25 000, которую называют Нобелевскою премией в области вычислительной техники.
Вот такая необычная история обычной компьютерной мыши.