Предупреждение: раскрытие сюжетной информации!
Пишу эту заметку, а справа от окна редактора призывно мигает своим "Натиском зергов" баннер StarCraft II: Heart of the Swarm. Навязчивая реклама игр Blizzard? Что-то новое. Через неделю после выхода Diablo III в магазинах Москвы и области уже нельзя было найти заветную коробочку. Здесь же массированная информационная атака и до, и после выхода дополнения. Интересно, какие результаты продаж HotS? The Frozen Throne 10 лет назад довольно быстро вышел на рубеж в миллион проданных копий, о чём радостно возвестили Blizzard. Не похоже, что сейчас всё идёт так же хорошо. Интерес к StarCraft II явно упал за три года: сравните количество людей, пришедших на официальные старты продаж в Москве в 2010 и 2013.
Ладно. Что у нас с кампанией? По форме - ничего особенного. X новых ландшафтов, Y новых юнитов - мир с ног на голову не перевернулся. Всё это, конечно, здорово, но всё это уже было. Новая раса - "изначальные зерги" - проработана гораздо хуже, чем те же наги в The Frozen Throne (там были и полноценный набор юнитов, и свои собственные здания, и даже герой).
Можно улучшать юнитов зергов? Круто, но и это уже было у терранов в Wings of Liberty ("Исследование зергов" и "Исследование протоссовских технологий"). Здесь это называется "Эволюцией" и оформлено в форме простейших микромиссий, но принципиально ли это?
Сами миссии? Не считая "эволюционных", их всего 20. Из "чего-то такого" после прохождения вспоминается разве космический бой с пиратами на "Гиперионе". Остальные задания абсолютно обычные: "соберите столько-то этого", "продержитесь столько-то", "уничтожьте силовое поле" и, наконец, "убейте воооон тех плохих парней". Во славу Роя, ага. Причём в Heart of the Swarm гораздо сильнее, чем в Wings of Liberty, чувствуется рука Дастина Броудера: местами казалось, что играешь не в StarCraft, а в какую-то из частей Command & Conquer.
Никаких сюжетных развилок, в отличие от Wings of Liberty, нет. Не считать же таковыми возможность сначала пройти вот эту миссию, а не вот эту. Сама такая возможность, даже точно такая же звёздная карта с планетами уже были презентованы в 2007 году, это вообще не новость.
Во время прохождения миссий теперь стали появляться подсказки, откуда (а иногда и какими силами) через какое-то время последует нападение. При этом атакующая группа противника заботливо помечается восклицательным знаком. Заранее. Ещё в тумане войны.
Из хорошего: вернулся Алексей Стуков! Что удивительно, он по-прежнему прямой и честный положительный персонаж (вспоминающий Землю и Дю Галля), что не очень привычно для типичного образах "zlyh russkih" в зарубежных играх.
Из плохого: практически весь остальной сюжет. Не думал, что когда-нибудь скажу что-то подобное о стратегии от Blizzard. Шаблонная концовка Wihgs of Liberty (Он выносит Её на руках, кругом руины, на горизонте - горизонт...) лично мне показалась типично "близзардовской" "заманухой", после которой в следующих кампаниях нас, по традиции, заставят выбирать между абсолютным злом, хорошим злом и злым добром. Но - увы. Теперь у нас "лав стори" и "хэппи энды". С поцелуями в кадре, ага. Он спасает Её, потом Их разлучает Злая Судьба, но Она жертвует Всем ради Него и спасает Его! Он отвергает Её, но потом прощает Её и тоже спасает Её! И это Blizzard? Это Стас Михайлов.
Ещё больше раздражает перенос в игру сценария, "успешно", если можно так выразиться, реализуемого в последнее время. Есть Злой Диктатор, терроризирующий собственный народ. И есть Силы Добра, которые всегда готовы помочь угнетённым гражданам Ирака Ливии Сирии Доминиона. Помощь оказывается по всем правилам: иностранное инопланетное вмешательство (сначала авиаудары, подавление средств ПВО, затем наземная операция). Логичным финалом является физическое устранение прежнего лидера. А нового, безусловно "более лучшего" и демократичного (по версии Сил Добра), уже доставили на Корхал на крейсере в сопровождении армады зергов.
Из разного: снова есть отсылки к "Вавилону-5". Так, штурм Корхала IV Рейнором при поддержке инопланетной армии очень напоминает штурм Земли и последующее свержение режима президента Кларка в сериале.
Про Зурвана и Белиала: не пойму истерики. Учитывая, сколько разрабатывается StarCraft II, ещё надо разбираться, кто у кого "спёр". Больше склонен думать, что это намеренная отсылка к Diablo III.
Технические проблемы. "Не думал, что когда-нибудь скажу что-то подобное о стратегии от Blizzard-2". На моей машине, чьи характеристики заметно превосходят рекомендуемые системные требования, несколько раз наблюдались "фризы" во время внутримиссионых скриптовых роликов, вылезали "артефакты". Причём ничего подобного нет, например, в других играх Blizzard и вообще в других играх, установленных на этом же компьютере.
Сама установка клиента оказалась занятным квестом. Точнее, привязка игры к учётной записи battle.net. Для этого понадобилось провести три раунда переговоров с "саппортами".
Теперь лирическое отступление. Я начал ждать вторую часть StarCraft II почти десять лет назад, с момента первого официального анонса. Будучи поклонником SC и WCIII, жадно ловил любую информацию о новой игре. С 2007 года, когда прошла первая презентация, до релиза в 2010 я просто томился в ожидании. Ни одну игру в жизни я так никогда не ждал, даже The Frozen Throne. И 2010 же году я совершил ошибку: купил Wings of Liberty. Ошибка не в том, что купил, а в том, что в 2010.
Цитировать самого себя как-то не comme il faut, пардоньте, но три года назад я писал: "Во время самой презентации игры на BlizzCon'08 было объявлено, что StarCraft II разделят на 3 части, то есть кампании за каждую из рас будут выпущены как самостоятельный продукт. В отличие от большинства геймеров, которые начали шуметь о том, что «Blizzard заставят нас заплатить 3 раза за одну игру», меня расстроило не это. «Близзам» и 6 раз заплатить не жалко, но выпуск «Wings of Liberty», «Heart of the Swarm» и «Legacy of the Void» фактически означает, что аддона не будет. Как так, их же аж два? – А вот и нет, это «изначальный» StarCraft II, разделённый на 3 части. В оригинальном StarCraft было 3 расы и 3 кампании, в StarCraft: Brood War было 3 расы и 3 кампании, в WarCraft III: Reign of Chaos было 4 расы и 4 кампании, в WarCraft III: The Frozen Throne было 4 расы и 3 кампании. В StarCraft II получается по кампании за одну расу на каждую из трёх частей." Продолжаю утверждать, что так оно и есть. Нет никаких двух аддонов, есть "распиленный" на три части StarCraft II. Если бы всё это вышло сразу - быть StarCraft II лучшей RTS "всех времён и народов".
Есть только один способ не разочароваться в StarCraft II: купить в 2015(2014? 2016?) сразу все три частицы и пройти кампанию на одном дыхании, поражаясь тому, какие же классные разработчики в Blizzard. А до этого в него не играть.
Что касается Heart of the Swarm... Никакой это не аддон, это вторая треть кампании StarCraft II.
В оформлении использованы работы художников Blizzard с сайта sonsofthestorm.com